Советский МАЗ-500
МАЗ-500 — советский грузовой автомобиль,выпускавшийся на Минском автомобильном заводе.
Первые опытные образцы появились в 1958 году,первые пробные сборки грузовика были запущены в 1963 году. Первые серийные грузовики МАЗ-500 сошли с конвейера в марте 1965 года. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошел последний автомобиль 200-го семейства МАЗов и с 1966 года завод полностью перешел на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500.
Базовым вариантом стал бортовой автомобиль с деревянной платформой МАЗ-500 грузоподъемностью 7500кг с колесной базой 3850 мм. Автомобиль имел характерную декоративную облицовку решетки радиатора из 14-ти вертикальных ребер,кожух,прикрепленный к задней стенке кабины. Автомобили комплектовались 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на четырех высших передачах и гидроусилителем руля. Благодаря мощному двигателю,МАЗ-500 мог буксировать прицеп полной массой 12 000 кг.
«МАЗ-500» явился шагом вперед в техническом отношении по сравнению со своим предшественником. И не только благодаря компоновке с кабиной над двигателем,позволившей при уменьшении общей длины машины на 290 мм установить грузовую платформу на 310 мм длиннее и перевозить на 500 кг груза больше. Переход на совершенно новую конструкцию без унификации с прежней,устаревшей,позволил внедрить много прогрессивных технических решений. В их числе — планетарные редукторы в ступицах задних колес,гидроусилитель руля,телескопические амортизаторы двойного действия,а также откидывающаяся вперед кабина.
Новое «500-ое» семейство представляло собой модельный ряд,в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал МАЗ-503,седельный тягач МАЗ-504,лесовоз МАЗ-509,шасси для размещения на нем различного специального оборудования МАЗ-500Ш.
В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100мм колесной базой и увеличенной до 8 тонн грузоподъемностью. Габаритные размеры были приведены в соответствие с европейскими нормами. Изменено передаточное число главной передачи,в результате чего максимальная скорость машины увеличилась с 75 до 85 км/ч,колесная база увеличилась на 100мм (до 3950мм),а грузоподъемность возросла до 8 тонн.
Внешне 500-ые второго поколения можно отличить по новой «клетчатой»решетке радиатора. Кроме того,исчез кожух за кабиной. За дверями,на уровне ручки двери,появился повторитель сигнала поворота.
МАЗ-500 мог нормально работать при полном отсутствии или неисправности электрооборудования,например,будучи заведен «с толкача»:в конструкции отсутствовали какие-либо безусловно необходимые для работы мотора электрокомпоненты,а усилитель руля был гидравлическим. Благодаря этой особенности машина получала особую надежность и живучесть в армии,где с успехом использовалась даже несмотря на отсутствие полного привода. В подобном режиме работы,также,полностью исключалась демаскировка радиопомехами.
МАЗ-500А и его модификации продержались на производстве до 1977 года,когда они были заменены новым семейством МАЗ-5335.
МАЗ 500А. В водительской среде получил прозвище «Лобатый»за характерные округлости кабины.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:04.09.2014
Обновлено:29.07.2016