Неизвестный внедорожник «Бора»
В 90-х на АвтоВАЗе был создан дешевый внедорожник на базе «Нивы»,который планировалось продавать за рубежом. Но неверный расчет маркетологов в конечном итоге похорнил этот многообещающий проект.
Когда Советский Союз распался,перед тольяттинским заводом встала непростая задача:хоть как-нибудь удержаться на мировом рынке. Особый интерес к советским автомобилям традиционно проявляли в Латинской Америке,поэтому было решено приготовить новую мелкосерийную модель именно для этого региона. В 1992 году конструкторы АвтоВАЗа начали работу над компактным лёгким внедорожником с открытым верхом. Машина должна была стать максимально простой,утилитарной,а главное,недорогой в производстве и эксплуатации – такой,какой бы её приняла многочисленная армия фермеров Латинской Америки. Проект получил весьма символичное название ВАЗ «Бора» —от греческого слова,обозначающего северный холодный ветер.
В мае 1994 года первый опытный образец был продемонстрирован на выставке инвестиционных проектов в Лондоне. Автомобиль строился на агрегатах ВАЗ-2121 «Нива»,использовал пространственную алюминиевую раму и навесные панели из пластмассы. Силовой агрегат тоже был «нивовским» —двигатель имел объём 1,6 литра,развивал мощность 80 лошадиных сил и работал в паре с ручной четырёхступенчатой коробкой передач. Привод,естественно,был на все четыре колеса. Некоторые детали экстерьера также были позаимствованы у уже имевшихся в производстве моделей. Фары,например,отчётливо напоминали светотехнику «семёрки» —вазовского бестселлера всех времён и народов.
Получившийся автомобиль отлично подходил не только фермерам,но и любителям активного отдыха,в качестве недорогой и более практичной альтернативы пляжным багги-карам. Проект заинтересовал инвесторов,однако было решено переориентировать модель на рынки Среднего и Ближнего Востока и Северной Африки. Уже через несколько месяцев ВАЗ «Бора» повезли на испытания в Объединённые Арабские Эмираты. В Аравийской пустыне лёгкий внедорожник показал отличные скоростные и внедорожные характеристики – серийное производство,казалось,было совсем близко.
В 1995 году был изготовлен окончательный вариант ВАЗ «Бора» и даже наметились объёмы серийного выпуска модели. Тольяттинцы рассчитывали,что производство «Боры» будет достигать пяти тысяч автомобилей в год,с последующей поставкой в азиатские и африканские страны. Про Латинскую Америку к тому моменту уже забыли,а об обеспечении недорогим маленьким внедорожником российских покупателей речи не было с самого начала. Но так уж вышло,что темпы развития мирового автопрома неслабо опередили «Бору» —подобных прототипов (в частности,в Японии) появилось уже немало,и многие из них превосходили ВАЗовский внедорожник по всем основным параметрам. Так,без интереса инвесторов проект довольно быстро угас,и ВАЗ «Бора» так и остался всего лишь экспериментальным прототипом.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:30.01.2015
Обновлено:30.01.2015