Каспийский Монстр:Советский экраноплан
В 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального,самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана КМ,получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Так расшифровали американцы буквы КМ — корабль-макет — на борту экраноплана. Главным конструктором этого экраноплана был Р. Е. Алексеев,ведущим конструктором — В. П. Ефимов.
Экраноплан имел размах крыла 37,6 м,длину 92 м,максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей,однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ,так как экранный эффект действует на высоте нескольких метров. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Управляли экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.
22 июня 1966 года,перед рассветом с волжского причала спустили на воду самый крупный на то время летательный аппарат в мире. А затем почти месяц полупритопленный,с отстыкованным крылом,накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Горького на полигон в Каспийск. По соображениям секретности шли ночью,днём отстаивались.
В 1966 г. КМ вышел на испытания,которые проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море в районе Каспийска (Дагестан).
В первом испытательном полёте экраноплан КМ пилотировали В. Ф. Логинов и Р. Е. Алексеев. Дальнейшие испытания проводили ведущие лётчики-испытатели Д. Т. Гарбузов и В. Ф. Трошин. Все эти работы проводились в системе Министерства судостроительной промышленности.
Испытания КМ проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию,жертв не было,экраноплан после аварии еще неделю оставался на плаву,однако попыток спасти его не предпринималось,после чего затонул[. Операций по подъему,восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось.
Размах крыла:37,60 м
Размах хвостового оперения:37,00 м
Длина:92,00 м
Высота:21,80 м
Площадь крыла:662,50 м²
Масса пустого экраноплана:240 000 кг
Масса максимальная взлетная:544 000 кг
Тип двигателя:10 ТРД ВД-7
Тяга:10 х 13000 кгс
Максимальная скорость:500 км/ч
Крейсерская скорость:430 км/ч
Практическая дальность:1500 км
Высота полета на экране:4-14 м
Мореходность:3 балла
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:16.10.2014
Обновлено:18.04.2016