Автомобили-амфибии СССР
«Автомобиль-амфибия» до сих пор звучит как что-то футуристичное и фантастическое. Тем не менее,для военных водоплавающая машина – вещь порой незаменимая,поэтому в советское время было построено немало амфибий,а некоторые даже попали в серийное производство.
ГАЗ-46 «МАВ»
Малый автомобиль водоплавающий (сокращённо МАВ) начали выпускать на Горьковском автомобильном заводе в 1953 году. Машина предназначалась для обеспечения действий разведывательных подразделений,переправы десантников и для проведения инженерных работ на воде. ГАЗ-46 оснащался четырёхцилиндровым двигателем от ГАЗ-М20 «Победа»,от ГАЗ-69 была заимствована трансмиссия и подвеска,а для движения по воде использовался гребной винт. В целом же модель была скопирована с американского Ford GPA. Выпуск «МАВ» продолжался до 1958 года,затем производство было передано на завод УАЗ. Однако,там не нашли средств для выпуска амфибии,да и необходимость этой модели была очень условной —так и закончился выпуск ГАЗ-46.
ЗИС-485 «БАВ»
Несложно догадаться,что «БАВ» 1950 года,в отличие от «МАВа» —это большой водоплавающий автомобиль. Конструкцию этой машины советские инженеры позаимствовали у американской амфибии GMC DUKW-353. Машина оснащалась 110-сильным двигателем,точно таким же,как и на БТР-152. ЗИС-485 находился в производстве 12 лет и служил для переправы личного состава десанта и автомобилей. В «БАВ» помещались 25 человек или 25 тонн груза,включая автомобили и артиллерийские орудия. По увольнении в запас большинство ЗИС-485 были переданы в народное хозяйство.
ЛуАЗ-967
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъёмности ЛуАЗ-967 был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых,подвоза боеприпасов и военно-технического имущества,буксировки,а также установки отдельных видов вооружения. Необходимость такой модели появилась в годы Корейской войны,когда стало ясно,что даже «МАВ» —это слишком массивная амфибия для некоторых задач. ЛуАЗ-967 отличался маленькими габаритами,оснащался двигателем объёмом менее одного литра,а на воде приводился в движение колёсами – гребные винты у него отсутствовали. Характерная особенность конструкции – откидная рулевая колонка,расположенная по центру салона:при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом-амфибией в полулежачем состоянии.
ВАЗ-Э2122
В своё время амфибию пытались сделать и тольяттинцы. ВАЗ-Э2122 был сконструирован в 1976 году по заказу Минобороны СССР с применением узлов и агрегатов «Нивы». От своих аналогов водоплавающая «Нива» отличалась уникальным дизайном,который нисколько не выдавал в ней амфибию. Передняя часть автомобиля,кстати,напоминает Lamborghini LM002. Автомобиль оснащался 1,6-литровым двигателем,обладал уникальной проходимостью и мог перемещаться по воде со скоростью 4-5 километра в час. Годом позже был представлен второй вариант ВАЗовской амфибии,от первого он отличался улучшенными системами охлаждения,усиленным кузовом и изменённым положением сидений. Однако,ни первая,ни вторая модификация ВАЗ-Э2122 так и не увидели конвейер.
УАЗ-3907 «Ягуар»
УАЗ-3907 «Ягуар» —это ещё один перспективный автомобиль-амфибия,которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта,а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:07.11.2014
Обновлено:07.11.2014