Шапка сайта My-CCCP.ru Шапка сайта My-CCCP.ru

Каскадерские трюки Советского кино

Каскадерские трюки Советского кино

Сегодня мы расскажем вам о первых каскадерских трюках в советском союзе. Ремесло каскадеров всегда было профессией людей,которые живут своей жизнью,рискуя ею ради денег.

Каскадерские трюки Советского кино

В СССР одной из первых киносцен,в которой актеров заменили дублеры,стала сцена драки музыкантов в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Вместо актеров-музыкантов кулаками махали профессиональные боксеры…

Каскадерские трюки Советского кино

Через четыре года аналогичную группу «трюкачей» сформировал на съемках фильма «Александр Невский» и Сергей Эйзенштейн. Возглавил группу каскадеров Глеб Рождественский. Требования по отбору в группу были жесткие:дублеры должны были знать джигитовку,основы фехтования и быть физически подготовленными. Из почти полутысячи кандидатов Рождественский отобрал в группу только около 50 человек.

Каскадерские трюки Советского кино

И это была не единственная спецгруппа. Во вторую вошли профессиональные пловцы-ныряльщики,которые вытаскивали из-под воды тонущих «немецких рыцарей».

Каскадерские трюки Советского кино

Где наши смелые люди? И все же считается,что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной,как Иосиф Виссарионович Сталин. Великий кормчий любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил:«А что,наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите,какие смелые люди!» Вскоре «Смелые люди» появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм о смелом партизане. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку. Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.

Каскадерские трюки Советского кино

Каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин падает от удара Портоса (Валентин Смирнитский) в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Львов. 1978 год.

Каскадерские трюки Советского кино

И все же многие артисты продолжали играть без дублера. Иногда такие эксперименты оканчивались трагически. В 1961 году на съемках фильма «Так еще никто не любил» (он вышел на экраны под названием «Цветок на камне») в огне погибла актриса Инна Бурдученко. А на съемках фильма «Директор» (1965) погиб актер Евгений Урбанский.

– Причем это произошло именно во время съемок автомобильного трюка,– вспоминает каскадер Александр Микулин. – Тогда режиссер картины вместо каскадеров пригласил на съемку группу гонщиков – известных спортсменов,многие из них – чемпионы,но опыта работы в кино никто не имел. Не исключено,что из-за этого и произошла трагедия.

По сценарию машина должна была прыгать с трамплина. Но никто ее специально не подготовил,и она на полном ходу врезалась в насыпь. До сих пор не понятно,почему в ней сидел Урбанский. Он был не за рулем,а справа от водителя. Участия артиста совершенно не требовалось. В момент падения водитель успел спрятаться под руль,сработала спортивная подготовка,а прекрасный актер погиб…

После этих случаев актерам запретили рисковать собой во время съемок картин. «Лихачить» разрешили исключительно специалистам. В действие были введены «Правила по технике безопасности и производственной санитарии на киностудиях СССР»,согласно которым «исполнение опасных трюковых кадров (полеты в воздухе,прыжки с высоты,прыжки в воду,падения и т. п.),связанные с каким-либо риском для жизни или здоровья исполнителей,должно поручаться лишь актерам,прошедшим специальную подготовку. В противном случае эти действия должны выполняться специалистами-дублерами».

Несмотря на строжайший запрет,многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. К примеру,в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов,сыгравший в нем одну из главных ролей,все трюки (в том числе и довольно рискованные) выполнял без дублеров. Задействованные в этом фильме итальянские актеры приходили в ужас,видя,что выделывает этот «сумасшедший» русский.

Каскадерские трюки Советского кино

Так,в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины,залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров,он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля.

По мнению каскадеров,это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.

Каскадерские трюки Советского кино

И это далеко не единственный трюк,выполненный Мироновым в этом фильме. На съемках артист спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке,висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома,ухватившись руками за пролет разведенного моста,причем в это время внизу проплывал пароход…

– Тогда не было компьютерной графики,– вспоминает режиссер фильма Эльдар Рязанов,– поэтому все снято натурально:например,самолет действительно сел на шоссе…

Каскадерские трюки Советского кино

Но настоящим подвигом стали съемки Миронова в сценах со львом Кингом. Нрав у «киски» был непростой! Например,с Нинетто Даволи (он играл роль Марио) они не сошлись характерами,в результате чего спина у актера была изрядно расцарапана. Миронов,зная это,все же отказался от услуг дрессировщика и в нескольких сценах работал со львом в самом тесном контакте. Причем порой актер играл не один дубль,а целых три!..

Однако в большинстве своем на трюковых съемках артистов прикрывали каскадеры. И они частенько рисковали.

– На съемках сериала «Место встречи изменить нельзя» я дублировал Белявского (Фокса) во время погони на «Студебекере»,– вспоминает каскадер Владимир Жариков. – Снимали с одного дубля тремя камерами. От удара автомобиля о воду двери заклинило. Вода начала заливать кабину. Я долго не мог выбраться,пытался открыть двери,но они не поддавались,думал,захлебнусь…

Вообще,на этой картине Жарикову досталось изрядно. Он побывал регулировщицей,которую Фокс сбивает на кругом повороте,и официанткой,чьим телом тот же Фокс выбивает окно в ресторане «Астория». Во время съемок каскадер вылетел через настоящее стекло. Это было очень опасно. В то время в Голливуде для подобных съемок уже давно использовался «дублер» стекла – мягкий пластик.

Каскадерские трюки Советского кино

Первый автотрюк в отечественном кино сняли в 1966 году в картине «Берегись автомобиля»,когда легковушка проехала под грузовиком.

Каскадерские трюки Советского кино

Нередко на съемках каскадеры получали травмы.

– В такие моменты главное – не сломаться и побороть свой страх,– говорит знаменитый каскадер Валерий Завадский. – Именно такой переломный момент я пережил в 1983 году на любительском авторалли в Прибалтике.

На ночной тренировке его машина перевернулась – Валерий сломал несколько ребер,а от авто осталась только груда металла. Капитан команды запретил ему выступать,но одессит не подчинился.

– Я вернулся на трассу и в том же году занял первое место в многодневной гонке в Грузии,– продолжает Завадский. – Если бы я тогда не сел за руль,возможно,моя карьера каскадера закончилась бы…

Позднее,на съемках фильма «Давным-давно была война» в Средней Азии,Завадский получил ожоги 28 процентов тела.
– Это был трюк с огнем,– вспоминает каскадер. – Я должен был гореть 15 секунд,а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии,а потом – новая работа.

Каскадер Николай Ващилин дублирует Василия Ливанова в драке с профессором Мориарти (Виктор Евграфов) у «Рейхенбахского» водопада. Пицунда,Гегский водопад по дороге на Рицу. 1979 год.

Каскадерские трюки Советского кино

– Я люблю пошутить,но некоторые воспринимают мой юмор слишком серьезно,– усмехается каскадер Александр Микулин. – Помню,как-то снимали короткометражный фильм по заказу ГАИ. Это была нравоучительная история о том,как не нужно вести себя на дороге. В фильме участвовали два мальчика-близнеца,один – «послушный»,а другой – «хулиган». В одном эпизоде «хулиган» выбегает на дорогу,а я еду на большой скорости и резко торможу перед ним. Сняв один дубль,режиссер отзывает меня в сторону и спрашивает:«Саша,а если вы не рассчитаете и действительно задавите мальчика?» Я ему в тон отвечаю:«А чего бояться-то,у нас же запасной мальчик есть…» Ну а он это слишком буквально понял,и на тот день съемки закончились…


Автор статьи:Владимир

Опубликовано:09.06.2015

Обновлено:09.06.2015

Вам понравится

Комментарии
  • optimok.ru:

    – Это был трюк с огнем,– вспоминает каскадер. – Я должен был гореть 15 секунд,а вместо этого горел 1,5 минуты. Два месяца ожоговой терапии,а потом – новая работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *