Шапка сайта My-CCCP.ru Шапка сайта My-CCCP.ru

Интервью с Советским каскадером Сатаром Дикамбаевым

Интервью с Советским каскадером Саттаром Дикамбаевым

Советский каскадер Саттар Дикамбаев и интервью с ним

Экстрим длинной в полвека!

Они с уважением относятся к огню, воде, и особенно медным трубам. Они лихо мчатся на конях и умело управляют автомобилями. Их работа – мир бесконечного экстрима. Имена кыргызских каскадеров известны далеко за пределами республики. Они работают рука об руку с казахскими, российскими и голливудскими мастерами экстремальных трюков. Такой союз рождает по-настоящему эффектные сцены взрывов, падений и катастроф…

Мне посчастливилось встретиться с Сатаром Дикамбаевым – удивительным человеком, который едва ли не полвека своей жизни посвятил трюкам. «Ватерлоо», «Первая конная» «Емильян Пугачев», «Али баба и сорок разбойников», «Петр Великий» — во всех этих фильмах принимал участие наш соотечественник, а вместе с ним целая плеяда каскадеров из студии батально-трюковых съемок. Имена Усена Кудайбергенова, Султана Дикамбаева, Кошты Бутаева, Александра Карина, Мелика Тешибаева, Александра Андреева, Виктора Иванова – гремели на весь союз. Их бесценный опыт востребован и сегодня.

Зритель знает кыргызских каскадеров по таким картинам как «Номад», «Монгол», «Кочевник»…

— С чего началась ваша работа в кино?

— История была очень интересная. Мой дядя – Нуртай Борбиев – сильный оператор. В1968 он вместе с Толомушем Океевым пригласил меня на съемки документального фильма об Иссык-Куле. Я был крепким парнем, мог помогать дяде, носить тяжелую киношную аппаратуру. Потом я стал участвовать в трюках: джигитовка, клинок, холодное оружие, огнестрельное оружие, бокс, борьба.

— Какими качествами надо обладать для того, чтобы быть каскадером?

— Прежде всего необходимо терпение и чувство ответственности. Работу надо делать честно и чисто. Нужна дерзость и быстрота.

— Расскажите о знаменитом тридцати семиметровом прыжке Султана Дикамбаева в реку в фильме «Воссе».

— Во время пробных испытаний, мы начинали выполнять этот трюк с пятидесяти метров. Нами была выбрана река Заравшан недалеко от Самарканда. У нас не было ни водолазов, ни специального оборудования. Мы полагались только на интуицию. Сердце подсказывало, вот здесь можно прыгать – тут глубже. Так мы нашли место для съемок. По фильму главный герой — Ибин Сено, спасаясь от преследователей, прыгает в горную реку, за ним повторяют прыжок пять человек. Режиссер назначил день съемок. Мы пришли, приготовились и прыгнули.

— В чем секрет успеха кыргызских каскадеров?

— У нас мощное ядро. Закваска наших ребят и вообще секрет успеха кроется в менталитете. Мы относимся к работе с достоинством, честью и совестью.

— Я знаю, что вы работали с Сергеем Бондарчуком. Как произошла ваша встреча?

— Когда группа наших каскадеров с ним знакомилась, он спросил: «Ну, джигиты, что вы умеете делать?» Я говорю: «Все!» Он: «Как все?!» Я: «Что хотите? Можем сделать все». Он: «Тогда переверните коня и хвост положите его хвост вот сюда». Бондарчук указал место. Я вскочил в седло, заехал, сделал пол вольта, перевернул коня и положил хвост туда, куда он просил. Он посмотрел на это и говорит: «Ну, ты даешь! Пошли!» Мы вошли в вагончик. Он предложил: «Чай, коньяк?» От коньяка я отказался, а чай принял с удовольствием. После этого каждое утро у нас начиналось с конька и чая.

— Какие впечатления у вас остались от знакомства с этим человеком?

— У Бондарчука был сильный, глубокий голос. Когда он говорил, все трепетали как осиновые листья. Он обладал большим авторитетом. Ему было двадцать два года, когда сам Сталин пригласил его в кабинет. Бондарчук выдержал его взгляд, сумел поддержать с ним беседу и вышел от вождя народным артистом СССР.

— Вы сказали, что выполнить можно практически любой кинотрюк и все же есть ли что-то невозможное?

— В принципе можно сделать все. Кино обладает громадными возможностями. У меня есть трюки на самолете Як 52. В фильме «Случай в аэропорту» я прыгал на крыло, взлетал вместе с самолетом и в воздухе переходил в кабину. Этот эпизод переснимался восемь раз, я выполнял все без парашюта и страховки на скорости более двухсот километров в час.

Я просил, чтобы мне показали самолет, на котором надо будет работать. Мне обещали, говорили, сегодня – завтра покажем. А потом вдруг сказали, готовься. Мы приехали в аэропорт. По сценарию один герой садится в самолет, второй бросает ему сумку с золотом. Но как только у первого оказались драгоценности, он стремительно набрал высоту и ушел в форсаж. Второй однако успел догнать самолет и прыгнуть на крыло. При выполнении трюка у меня не было никаких приспособлений. На четвертом дубле боковой ветер стал семь метров в секунду. Самолет сбился с траектории полета. Перед ним оказалась высоковольтная линия. Летчик понял, что самолет не вписывается и вверх высоту набрать не может и тогда чтобы спастись он сделал крен и максимально ушел в лево…

— А вы в это время находились на крыле самолете?

— Я повис на крыле, но все обошлось благополучно. Затем был пятый, шестой, седьмой дубль и, наконец, восьмой.

— Правда ли, что вы отказались от участия в канском кинофестивале?

— Меня, Султана Дикамбаева и Усена Кудайбергенова действительно приглашали на канский кинофестиваль. Однако, когда об этом узнал Суриков – председатель совэкспорт фильма, он вызвал нас к себе и сказал: «Ребята, как же так, вы ведь за бугор уедете и уже не вернетесь». Мы стали его убеждать, в обратном. Для нас были созданы все условия. Мы не хотели ничего менять. И все же он настоял на своем. Чтобы не подводить Сурикова мы, сославшись на съемки в фильме, ответили организаторам фестиваля отказом.

— Кыргызское кино имеет богатое наследство, однако большие картины у нас не снимаются…

— Об этом не надо жалеть. Наше наследие останется при нас. Главное, где бы мы не работали все знают что мы из Кыргызстана. Я не думаю, что кыргызское кино или казахское имеют отличия. Это одна и та же форма и содержание.

— Есть ли достойная смена вашему поколению каскадеров?

— Смена, конечно, есть. Но для того, чтобы делать то, что делал я — надо много работать. Человек должен готовить себя психологически. У него должен быть высокий культурный уровень. Работа каскадера – это прежде всего мужской образ жизни. Он складывается из многих составляющих. Важно, что ты ешь с кем говоришь, как относишься к человеческим ценностям.

— Скоро Новый Год. Как часто вы встречали его вдали от дома?

— В Кыргызстане этот праздник мы праздновали всего несколько раз. У нас очень мобильный образ жизни. Наша группа каскадеров могла завтракать в Душанбе, обедать в Киеве, а ужинать в Минске. Поэтому и Новый год мы встречали то в Баку, то в Тбилиси, то в Ереване. Вообще, мы были как бы в отрыве от обычной жизни. Жили в своем ритме. Мир каскадеров, трюков совершенно другой. Мы знали все лучшие гостиницы Союза, жили только в люксах. Номера превращали в тренажерные залы, коридоры — в беговые дорожки. Мы были заточены только на трюки и на работу.

— С какими итогами ваша студия провожает уходящий год?

— Cделано много хорошего. Нам предстоит сделать еще больше. Я думаю, что старый год был не плохой, а новый будет еще интересней. В жизни есть и день и ночь. В Новом году хотелось бы больше тепла и света. Я хочу пожелать всем мира, добра и благополучия.

Советский каскадер Саттар Дикамбаев и интервью с ним


Автор статьи: Владимир

Опубликовано: 11.08.2016

Обновлено: 11.08.2016

Вам понравится

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *