УАЗ-3170 «Симбир»
В 70-х годах на Ульяновском автозаводе началась разработка принципиально нового внедорожника,который должен был прийти на смену морально устаревшему УАЗ-469. Но,несмотря на прогрессивную конструкцию,в серию эта модель так и не пошла…
Идея создания более современной альтернативы УАЗ-469 появилась ещё в 1968 году. Но сам УАЗ-469 к тому моменту даже не вышел в серию,а предсерийные образцы вполне отвечали всем предъявляемым к ним требованиям,при этом «469-й» превосходил основные зарубежные аналоги по многим параметрам. Поэтому в министерстве автомобильной промышленности СССР сочли ненужным такую скорую модернизацию внедорожника,проект приостановили и вернулись к нему спустя целых шесть лет. В 1974 году началась разработка первой редакции технического задания на новый автомобиль,получивший индекс «3170».
В УАЗ-3170 должны были быть устранены все недостатки массового УАЗ-469. Внедорожник получал новые узлы и агрегаты:зависимые переднюю и заднюю подвески,неразрезные ведущие мосты с редукторами внешнего зацепления,дифференциальную раздаточную коробку,объёмный топливный бак располагался между лонжеронами,двигатель был смещён за переднюю ось и вправо,центр тяжести и высота были снижены,а дорожный просвет составлял 325 миллиметров. Компоновочная схема во многом напоминала ту,что применялась на «Буханке»,УАЗ-452. А это значило,что получившееся шасси одинаково подошло бы и для капотного,и для бескапотного кузовов. К слову,идея бескапотного фургона на базе «семидесятки» позднее выльется в самостоятельный проект УАЗ-3770. В 1975 году ульяновские инженеры решают оснастить внедорожник новым двигателем,и разрабатывается техническое задание на 3-литровый 4-цилиндровый двигатель.
С годами ведётся неспешная доработка внедорожника,в 1982 году появляются первые образцы с цельнометаллическим кузовом,запускается проект УАЗ-3771 – тот же автомобиль,но с мягким верхом. Тогда же,как по заказу,выходит постановление Центрального Комитета Партии и Совета Министров СССР по созданию нового армейского автомобиля,на смену УАЗ-469. В 1983 году военная версия УАЗ-3771 успешно проходит заводские испытания и получает одобрение Министерств Обороны и автомобильной промышленности. Однако,совсем скоро без объяснения причины министр автомобильной промышленности отзывает свою подпись,и проект УАЗ-3170 снова впадает в спячку. На Ульяновский завод прибывает комиссия из НАМИ,и УАЗ-3770 теряет последние надежды – его компоновка признаётся неподходящей. Все понимают,что это всего лишь выполнение указания сверху,потому как,и инженеры УАЗа,и ревизоры из НАМИ не сомневаются,что УАЗ «семидесятой» серии,с конструктивной точки зрения,гораздо удачнее своего предшественника. Но на УАЗе не спешат сдаваться. В 1988 году выпускаются опытные образцы УАЗ-3171-01 и 3171-02 с компоновкой двигателя,схожей с УАЗ-469. Автомобиль отправляется на испытания Среднюю Азию,на Тянь-Шань и Памир.
В 1991 году УАЗ представляют модель многоцелевого автомобиля повышенной проходимости с индексом «3172». В ней активно используются узлы и агрегаты «семидесятой» серии. Автомобиль хоть и немного выше,чем УАЗ-469,зато имеет дорожный просвет 325 мм,а глубина преодолеваемого брода составляет 1,3 метра. Вместе с ним на заводе показывают УАЗ-3172-01,который предназначается для сельскохозяйственных целей,использует мосты без колёсных редукторов и изготовлен в более утилитарном дизайне с мягким верхом. В 1993 году межведомственная комиссия рекомендует УАЗ-3172 к принятию на вооружение Министерством Обороны. Но военных заказов так и не поступило,и к 1996 году УАЗ окончательно оставил надежды на «семидесятую серию». Многие конструктивные решения,тем не менее,оказались весьма полезными и получили вторую жизнь в современном UAZ Patriot.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:17.02.2015
Обновлено:17.02.2015