Шапка сайта My-CCCP.ru Шапка сайта My-CCCP.ru

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Гордиться рекордами — хорошая традиция,особенно когда речь заходит о рекордах мощности,скорости и размера. Наш сегодняшний герой бьет рекорды по всем этим категориям,получая приз еще и за редкость — было выпущено всего три экземпляра этого уникального автомобиля.

МАЗ-541 — аэродромный тягач,единственный в своем роде,который был построен в кузове седан. То есть он имел полноценный салон с двумя рядами сидений,огромный капот,под которым скрывалась могучая силовая установка и два(!) руля. Но обо всем по порядку.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

МАЗ-541 был спроектирован для того,чтобы встречать международные авиарейсы,прибывающие в главные воздушные ворота страны советов — Шереметьево. Исполинский тягач должен был красиво фланировать на фоне модернового павильона-«рюмки» и с первых секунд внушать гостям страны,что в СССР все серьезно. Неизвестно,почему разработчики автомобиля-исполина предпочли сделать его именно в таком форм-факторе,но с задачей передвижения огромных лайнеров МАЗ-541 справлялся чудесно,благодаря танковому дизелю и массе почти в 30 тонн.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Лучший среди первых

Конец 1950-х начало 1960-х — время устремления вверх и покорения космического и воздушного пространства. Космическая гонка дала множество новых технологий для строительства пассажирских самолетов. Новые авиалайнеры вроде ИЛ-18 и ТУ-104 осваивали новые горизонты мощности и новые масштабы,которые доселе были недоступными для гражданской авиации. Такие гиганты требовали новой инфраструктуры,в том числе новых аэродромных тягачей. Фактически,до этого,роль тягачей выполняли обычные грузовики с немного измененными корпусами. Разработка нового мощного тягача,который был назван МАЗ-541 началась на Минском автозаводе в 1956 году.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Балластный метод

Доподлинно неизвестно,почему промышленные дизайнеры Минского автозавода предпочли столь смелый дизайн для столь утилитарного автомобиля,но факт в том,что МАЗ-541 получился весьма и весьма необычным,особенно для советской школы автомобилестроения. Впрочем,выдающимся он был не только внешне. Под могучими обводами скрывался дефорсированный танковый дизель В-2,который обладал огромным крутящим моментом и мог передвигать тягач и самолет,которые вместе весили около ста тонн. Тягач МАЗ был построен по балластной схеме — то есть конструкторы намеренно сделали его неимоверно тяжелым — автомобиль весил около 28 тонн. Так тягачу было легче двигать авиалайнеры,пускай даже и со скоростью всего около 20 километров в час.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Технические характеристики МАЗ-541

Дизельный двигатель В-2 — V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель водяного охлаждения со струйным распылением топлива. Объём 38,8 л,степень сжатия 14—15. Расположение цилиндров под углом в 60°. Номинальная мощность базовой модели — 500 л.с. Также производились модификации двигателя мощностью 375,400,450 и 600 л.с. Использовался в легком танке БТ-7М,средних танках Т-34 (В-2,500л.с.),тяжелых танках КВ (В-2К,600 л.с.),гусеничных тягачах Ворошиловец (В-2В,375 л.с.)

Коробка передач:трехступенчатая,с двумя пониженными передачами. Привод 4х4,максимальная скорость — 30 километров в час. Большие сдвоенные задние колеса от карьерного самосвала МАЗ-525,передние от самосвала ЯАЗ-214.

Кроме того,МАЗ-541 обладал двумя стационарными пунктами управления и,следовательно,имел парный набор рулей,педалей и селекторов КПП. Так было сделано для того,чтобы автомобиль мог ездить взад и вперед не разворачиваясь. Разворот при массе автомобиля становился большой проблемой.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Архивы МАЗ

Автомобиль успел засветиться с нескольких фотосессиях и даже демонстрационном фильме о полете сверхзвукового ТУ-144. Несколько лет назад снимки тягача попали в интернет и породили некоторое количество современных интерпретаций внешности автомобиля

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!

Опыт,который не закончился ничем

Несмотря на внушительную внешность,аэродромный тягач не пошел в большую серию. Всего было выпущено три (по другим версиям — тринадцать) экземпляров. Опытные экземпляры благополучно отработали десять лет на крупнейших аэродромах страны,после чего навсегда канули в Лету. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра автомобиля. Причиной того,что у МАЗ-541 не было будущего,стала банальная техническая несостоятельность. Автомобиль был построен по устаревшим схемам. В частности,двигатель потреблял огромное количество масла,был невероятно шумным и чрезвычайно сложным в обслуживании.

МАЗ-541:самый большой седан в истории автомобилестроения!


Автор статьи:Владимир

Опубликовано:03.06.2015

Обновлено:03.06.2015

Вам понравится

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *