10 бессмертных артефактов Советского дизайна
Перестать ностальгировать по советскому прошлому невозможно,так как слишком много хорошего пришло к нам оттуда. Не нужно противиться тяге к воспоминаниям и давайте посмотрим на десять образцов советского промышленного дизайна,которые по сей день радуют красотой линий.
Снегоход «Буран». Самая распространенная и долгоживущая модель снегохода в нашем отечестве. Снегоходы «Буран» выдержали испытания на склонах Эльбруса,Памира,в мерзлых пустынях Антарктиды,на трех дрейфующих станциях «Северный полюс». Название «Буран» стало на российском Севере именем нарицательным. У «Буранов» долгое время не было конкурентов,что сослужило им плохую службу. Машина оставалась тяжелой,проходимость и устойчивость оставались далеки от идеала. «Бураны» выпускаются по сей день,оставаясь на том же уровне,что и тридцать лет назад — мотор с жидкостным охлаждением,подвеска с гидравлическими амортизаторами,а рама — дюралевая.
Электроника ВМ-12 — первый советский бытовой кассетный видеомагнитофон формата VHS. Его прототип — видеомагнитофон японского производства «Panasonic NV-2000». Видеомагнитофон имел вертикальную загрузку кассеты,восьмиканальный тюнер с СВП на потенциометрах,цифровые часы с таймером (4 программы,14 суток),механический счётчик расхода ленты. Стоил этот видеомагнитофон очень недешево — 1200 рублей,и чтобы его приобрести,нужно было долгое время стоять в очереди. Следует отметить,что себестоимость видеомагнитофона была выше его розничной цены,и производство финансировалось государством,будучи убыточным.
ГАЗ-24 «Волга». Советский автомобиль среднего класса,серийно производившийся вместе с его модификацией ГАЗ-24-10 на Горьковском автомобильном заводе с 1968 по 1994 год. Дизайн автомобиля был достаточно стандартным для рубежа шестидесятых и семидесятых годов. По общим пропорциям и обводам кузова машина была ближе к американским образцам,но деталировка — бампера,светотехника — была скорее европейской. Разработанные параллельно с «Волгой» поколения моделей европейского рынка выпускались с минимальными изменениями до середины 1970-х годов,а североамериканского — до конца того же десятилетия,так что до этого срока «Волга» выглядела вполне уместно в потоке автомобилей развитых стран.
Радиоприемник «Звезда-54». Настольный радиоприемник «Звезда-54» выпускался Харьковским заводом «Коммунар» и Московским заводом «Мосприбор» с 1954 года. Всего за время производства заводами-изготовителями было выпущено 674000 приёмников «Звeздa-54». B конце 1954 года радиоприёмник был несколько модернизирован:изменена конструкция его шасси на вертикальную,корпус стали окрашивать в два цвета — красный или зеленый. Облик радиоприемника стал эталонным для всей школы советского дизайна,а сохранившиеся экземпляры сегодня представляют собой большую ценность для коллекционеров.
Радиоприёмник «ВЭФ-Спидола». Радиоприёмник «Вэф-Спидола» выпускался на протяжении двадцати лет в четырех поколениях. Название происходит от имени ведьмы Спидолы из эпической поэмы «Лачплесис». В 1968 г. создателям «Спидолы» была присуждена Государственная премия СССР.
Шоколад «Аленка». В 1960 году фотограф Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочку Лену. Снимок кареглазой девочки в пестром платочке сначала появился в журнале «Советское фото»,а потом украсил первый номер журнала «Здоровье» за 1962 год. Рисованная копия снимка появилась на шоколадке «Алена» только спустя 4 года. В 1964 году советскими кондитерами на московской фабрике «Красный Октябрь» была разработана рецептура шоколада с характерным кремовым вкусом.
«Лампа настольная». В 1970-е годы архитектор Михаил Оленев разработал эргономичную и элегантную лампу,которая без затей была названа «Лампа настольная».
Kеды «Два мяча». Кеды получили широкое распространение в СССР после Шестого всемирного фестиваля молодежи и студентов,который проходил в СССР в 1957 году. Надоевшие всем чешки и сандалии были позабыты,и уже к середине 1960-х кеды носило подавляющее большинство советской молодежи. Тогда же и появился первый ГОСТ № 9155 «Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная».
Пылесос «Сатурн-2». Чудо инженерной мысли советских времен — пылесос «Сатурн-2». Он не только всасывал,но и выдувал воздух. Поэтому стал рабочим инструментов маляров — достаточно было надеть на трубку краскопульт,как получался вполне рабочий компрессор для покраски поверхностей.
Велосипед В-72 «Орленок». Советский массовый и культовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед,предназначенный для детей 7—14 лет. Появился в начале 1950-х годов в Минске. В 1950-е годы ММВЗ освоил выпуск и подростковых моделей «Орлёнок» и «Ласточка». «Орлёнок» был переходным типом от двухколесного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:14.12.2014
Обновлено:14.12.2014