История появления революционного Матроса и Краснофлотца в московском метро
Заказ на оформление станции метро «Площадь революции»
Матвей Манизер – советский скульптор,народный художник СССР,а также лауреат трех Сталинских премий,в середине 1930-х годов получил предложение о выполнении крупного и крайне престижного заказа по оформлению тогда еще строившейся станции метро «Площадь революции» в столице. Скульптору предстояло создать около двух десятков статуй,которые бы символизировали и отображали в полной мере историю советского государства. Манизер понимал,что не справится в одиночку,поэтому он привлек к своей работе студентов Ленинградской Академии художеств,где в то время сам преподавал скульптуру.
История создания скульптур
Не все было так просто. Скульптору и его студентам прошлось осуществить достаточно непростой план,устанавливая скульптуры на станции с достаточно низкими потолками и арками. Только изваяния детей были вписаны в общий вид станции метро в полный рост. Изваяния же пограничника,моряков,крестьян,рабочих,птичницы и т.д. были изготовлены авторами в положении сидя либо сгорбленными,либо вовсе в положении на коленях.
Вскоре по Москве поползли слухи о том,что эти изваяния отображают реальное положение людей в России после революции. Многими было озвучено желание разобраться с авторами этих работ и наказать их. Однако все эти недовольства и призывы к разбирательствам скоро утихли. Это случилась на открытии станции,которое произошло в марте 1938 года. На открытие приехал сам Сталин. Увидев скульптуры,он произнес лишь одну фразу,которая заставила всех замолчать:«Как живые!».
Самые яркие скульптуры и их прототипы
На фоне всего разнообразия изваяний на станции метро «Площадь революции» особенно выделяются «Краснофлотец» и «Матрос». Выделяются на общем фоне они тем,что невероятно интересно сложилась судьба натурщиков,с которых и ваялись эти самые статуи.
Для того,чтобы изобразить матроса,Манизер посещал училище им. Фрунзе,где абитуриенты обучались военно-морскому делу. Ему пришлось провести в стенах училища один день. Во время своего пребывания в училище скульптор наблюдал за курсантами.
Вскоре нужный типаж моряка был найден. Им стал курсант Никитенко. После того,как он был отобран скульптором,ему поступила настоятельная рекомендация начальства посетить Академию художеств. В дальнейшем курсант был вынужден посещать Академию полгода для того,чтобы позировать.
Позднее скульптор признался,что подтянутость и выправка курсанта шли вразрез с воображаемым образом,также другим был и костюм. Однако они смогли прийти к консенсусу,и это не стало препятствием для работы.
Интересна и судьба натурщика. Натурщиком для скульптуры «Краснофлотца» послужил Олимпий Рудаков. История этого натурщика также сложилась очень интересно. Во время своей службы он стал капитаном I ранга. Помимо этого,именно Олимпий присутствовал на коронации Елизаветы II,королевы Великобритании. Рудаков даже был удостоен части станцевать с королевой вальс.
Так сложилась судьба этих двух уникальных людей,которые помогли своим товарищам сделать станцию метро в Москве одной из самых красивых в мире. Обе скульптуры,прототипами которых стали Рудаков и Никитенко,являются самыми популярными на станции «Площадь революции» и в целом во всем метро в Москве.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:06.09.2016
Обновлено:19.09.2016