Шапка сайта My-CCCP.ru Шапка сайта My-CCCP.ru

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных…

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Иван Никитович Кожедуб

Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою,на его счету 64 сбитых самолета.

Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно,в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом»,а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики,и лишь чудом ему удалось приземлиться.

Самолет восстановлению не подлежал,и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать,но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб,сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи,сбил своего первого «лаптежника»,так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.

Последний бой в Великую Отечественную,в котором он сбил 2 FW-190,Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того,на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг»,которые атаковали его,приняв его истребитель за немецкий самолёт. Советский ас действовал по принципу,который исповедовал еще при работе с курсантами —«любой неизвестный самолет — враг».

За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит,хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны,сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем,это лишь официальная статистика,поскольку,будучи командиром авиаполка,а затем и авиадивизии,Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам,чтобы поощрить их таким образом.

Его тетрадка,озаглавленная «Тактика истребителей в бою»,стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят,что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой:«Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому,кто собьет Покрышкина,сулили большую награду,но русский летчик оказался немцам не по зубам.

Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя,немцы прозвали его «кубанским эскалатором»,поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй,а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».

Стоит отметить,что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны,когда немцы имели значительный перевес в воздухе.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Николай Дмитриевич Гулаев

Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»:не имея приказа,впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке»,ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание,при этом представив к награде.

В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался,трижды он одержал четыре победы в день,дважды уничтожил три самолета,в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе.

Один вражеский самолет Гулаев,когда у него кончился боезапас,взял на таран,после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Григорий Андреевич Речкалов

Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма,но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.

Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13,несчастливом для немцев,как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе,который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота,сами американцы на таких летали неохотно.

Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй,ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов,как у Речкалова,это и бомбардировщики,и самолеты штурмовой авиации,и разведчики,и истребители,и транспортники,и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме,нынешнем Ломоносове,в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе,на котором сейчас строится спартаковский стадион.

Легендарный балтийский ас,закрывавший небо над Ленинградом,одержавший наибольшее количество побед в морской авиации,сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне»,на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».

В феврале 43-го угодил в штрафбат за то,что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств,которыми тот потчевал своих гостей,и не смог сдержаться,поскольку знал не понаслышке,что происходило в блокадном городе. Его лишили наград,разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм,в места,где прошло его детство.

Штрафники сберегли героя,и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании,вернули награды,однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Маресьев Алексей Петрович

Человек-легенда,ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»,символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии.

В бою с немцами его самолет был подбит,раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории,занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим,в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй,он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.

Поначалу ему не доверяли,в бою всякое может случиться,однако Маресьев доказал,что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны,чтобы немцы не дай Бог,не подумали,что в советской армии некому воевать,приходится инвалидов посылать.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Попков Виталий Иванович

Этого летчика также нельзя не упомянуть,ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку,где служил Попков,в ней был свой собственный хор,а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте,на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов,провел 117 воздушных боев,лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.

В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана,самого результативного аса Второй мировой,но тому удалось приземлиться и остаться в живых,правда,от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика,что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.

Летчики-асы Великой Отечественной войны


Автор статьи:Владимир

Опубликовано:17.11.2014

Обновлено:29.07.2016

Вам понравится

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *