20 лучших советских комедий

20 лучших советских комедий

С первого дня появления кинематографа на свет комедия стала одним из самых востребованных жанров у зрителей. Смотреть на ужимки Чарли Чаплина или непристойные выходки Бастера Китона готовы были люди любого возраста, независимо от места своего проживания и социального статуса. Что может быть лучше, чем от души посмеяться над чужими падениями или бросанием торта?

Но с появлением звука одних гримас и кривляний оказалось мало, чтобы по-настоящему развеселить зрителей. Нужны были ещё и смешные шутки, забавные песни и уникальные диалоги. И советские комедии в этом отношении мало чем уступали заграничным. Можно с полной уверенностью сказать, что они были даже на порядок выше и лучше. Отечественные комедии относятся к разряду тех фильмов, которые хочется смотреть и пересматривать.


1. «Весёлые ребята» 1934 (реж. Григорий Александров)

Весёлые ребята 1934 (реж. Григорий Александров)

За то, что мы смогли насладиться этим великолепным фильмом, можно смело сказать спасибо товарищу Сталину. После того, как фильм не прошёл цензуру и готовился отправиться в бездонные архивы Госфильмофонда, его решили показать вождю мирового пролетариата. Сталин остался доволен и распорядился пустить картину в прокат.

В итоге миллионы советских людей навсегда влюбились в великолепную Любовь Орлову, а песни из фильма до сих пор звучат по радио и телевидению. Герой картины — молодой пастух Костя Потехин. Однажды его спутали с мировой звездой и заставили выступать в лучшем мюзик-холле столицы. После этого Костя стал руководителем бесшабашной джаз-банды, а певицей взял домработницу Анюту.

2. «Двенадцать стульев» 1971 и 1976 (реж. Леонид Гайдай и Марк Захаров)

Двенадцать стульев 1971 и 1976 (реж. Леонид Гайдай и Марк Захаров)

Тяжело из двух великолепных экранизаций бессмертного романа Ильфа и Петрова выбрать лучшую. Практически невозможно. Спорить, кто из Остапов лучше — Гомиашвили или Миронов — дело бессмысленное и неблагодарное. То же касается и Филиппова с Папановым, сыгравшими роль Кисы Воробьянинова. Каждый из фильмов хорош и уникален по-своему. Находящаяся при смерти бывшая дворянка раскрывает своему зятю Ипполиту тайну семейных драгоценностей, якобы зашитых её в стул мебельного гарнитура.

Вместе с Воробьяниновым секрет узнаёт и пронырливый поп отец Фёдор. Мужчины устраивают гонку, кто первым найдёт вожделенный гарнитур работы Граббса и выпотрошит его, как рыбу перед жаркой. И неизвестно, чем бы закончилась эта история для инфантильного Ипполита, если бы он не повстречал на своём жизненном пути харизматичного мошенника Остапа Бендера, который тут же решил взять инициативу в свои руки.

3. «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 (реж. Леонид Гайдай)

Иван Васильевич меняет профессию 1973 (реж. Леонид Гайдай)

Фильм является экранизацией пьесы Михаила Булгакова, написанной ещё в тридцатые годы прошлого века. Несмотря на это, книга оказалась актуальной и живой не только спустя сорок лет, когда был снят фильм, но и в наше время. Молодой талантливый изобретатель Александр Тимофеев создал чудо в мире техники — машину времени. И первыми участниками его эксперимента, связанного с путешествием во времени, становятся вор-домушник Жорж Милославский и руководитель инициативной группы и не блещущий особым умом Иван Васильевич Бунша.

Они отправляются в смутные времена российской истории, а вместо них в московской квартире Тимофеева оказывается сам Иван Грозный. Но самое удивительное в том, что советский общественник и российский царь похожи друг на друга, как две капли воды. Справятся ли советские граждане с проблемами русского царя? И как отнесётся Иван Грозный к новым законам и технологиям?

4. «Афоня» 1975 (реж. Георгий Данелия)

Афоня 1975 (реж. Георгий Данелия)

Как и большинство фильмов Данелия, «Афоня» сочетает в себе элементы комедии, мелодрамы и немного грустной притчи. Афанасий работает сантехником в одном из домоуправлений. Он считает себя чуть ли не свободным художником — захочет, выйдет на работу, а захочет — и нет. Он не гнушается обманывать жильцов дома, заменяя им дорогую сантехнику на старую и ржавую. Он не брезгует брать «благодарность» за свою работу в виде хрустящих денежных знаков.

Афоня любит выпить и от души повеселиться, из-за чего уже не раз становился объектом порицания на товарищеском суде. Но несмотря на свою внешнюю беззаботность, в душе Афанасий — безумно одинокий и несчастный человек. Он пытается найти себе пару из окружающих его импозантных и красивых дам, и при этом не обращает ни малейшего внимания на влюблённую в него симпатичную медсестру Катеньку Снегирёву.

5. «Бриллиантовая рука» 1968 (реж. Леонид Гайдай)

Бриллиантовая рука 1968 (реж. Леонид Гайдай)

Фильм получился настолько удачным, что фразы из него до сих пор ходят в народе. При этом большинство людей, говорящих «руссо туристо — облико морале», «цигель ай-лю-лю», «бабе — цветы, детям — мороженое» и другие цитаты, даже понятия не имеют, откуда они взялись. Семён Семёнович Горбунков, за хорошую работу и примерное поведение был премирован экскурсией за границу, куда отправился на современном теплоходе. Где-то в одной из восточных стран он умудряется поскользнуться на булыжной мостовой, упасть и потерять сознание.

А когда Горбунков пришёл в себя, то у видел, как двое контрабандистов лихорадочно гипсуют ему руку, попутно пряча между слоями гипса драгоценности. Как оказалось, горячие южные парни ошиблись, среагировав на русское «Чёрт побери!», произнесённое Семёном Семёнович в момент падения. А настоящий жулик, Геннадий Козодоев, вынужден вернуться домой ни с чем. Но он знает, у кого в гипсе припрятан клад. Осталось только втереться в доверие к Горбункову, а остальное — дело техники, как говорит любимый шеф.

6. «Джентльмены удачи» 1971 (реж. Александр Серый)

Джентльмены удачи 1971 (реж. Александр Серый)

Благодаря этому фильму большинство советский людей узнали, что на тюремном жаргоне обозначает слово «редиска» и почему место некоторых людей находится «у параши». Евгений Иванович Трошкин работает заведующим детского сада. Трудно представить, что у этого спокойного и доброго лысоватого дядечки может быть жуткий двойник — рецидивист по кличке Доцент, отличающийся особой жестокостью и нетерпением к ближним. Как-то Доценту посчастливилось выкрасть золотой шлем самого Александра Македонского, а чуть не пострадал за это Трошкин.

В итоге милиционеры решили использовать внешнюю схожесть Евгения Ивановича с бандитом, и выдать бедного заведующего за него, надеясь на то, что подельники Доцента укажут место, где их главарь спрятал награбленное. Трошкину придётся отправиться в тюрьму, а оттуда бежать со своими «корешами» — Федей Ермаковым по кличке «Косой» и Гаврилой Петровичей Шереметьевым. Но за троицей увязался ещё и Али-Баба, который и сам не понимает, зачем это было ему надо.

7. «Служебный роман» 1977 (реж. Эльдар Рязанов)

Служебный роман 1977 (реж. Эльдар Рязанов)

Трудно представить жизнь среднестатистического советского человека без этого фильма. Эта лента не просто весёлая комедия, это целая эпоха, на которой выросло не одно поколение. Анатолий Ефремович Новосельцев является обычным служащим в бюро статистики. Чем это бюро занимается не знает никто, даже те, кто в нём работает. Недавно освободилось место заведующего отделом, и Новосельцев рассчитывает его получить. Жена его бросила, оставив одного с двумя маленькими детьми. Мальчиком и… мальчиком. Поэтому прибавка к зарплате Новосельцеву не помешала бы.

Вот только его начальница, Людмила Прокофьевна Калугина, та ещё штучка! Сухая, чёрствая, въедливая, строгая и несправедливая по отношению к подчинённым. И тогда приятель Новосельцева, недавно приехавший из-за границы Самохвалов, посоветовал ему соблазнить неказистую начальницу. Мол, тогда она уж точно сделает его заведующим. Ведь из влюблённой женщины можно вить верёвки. Но Новосельцев неожиданно для себя и сам начинает испытывать чувства к строгой Калугиной.

8. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» 1965 (реж. Леонид Гайдай)

Операция Ы и другие приключения Шурика 1965 (реж. Леонид Гайдай)

Фильм состоит из трёх весёлых новелл, главным героем которых является никогда не унывающий студент по имени Шурик. Помимо учёбы в университете ему приходится подрабатывать на стройке, где напарником Шурика становится наглый бугай по имени Федя, который горит желанием поквитаться со студентом за то, что благодаря его стараниям он получил наказание и теперь вынужден работать на благо общества совершенно бесплатно. А Шурик собирается перевоспитать грубияна и нахала.

Когда приходит время сдавать экзамены, студенты забывают обо всём на свете и не обращают ни малейшего внимания на находящихся рядом людей. Даже на симпатичных молоденьких девушек-студенток.

И, наконец, Шурик по доброте сердечной соглашается посторожить склад вместо бабушки-пенсионерки. И надо же было именно в этот момент трём жуликам забраться в него с целью имитации ограбления.

9. «Собачье сердце» 1988 (реж. Владимир Бортко)

Собачье сердце 1988 (реж. Владимир Бортко)

Обычно экранизировать хорошую книгу очень сложно. Ведь угодить сразу всем её поклонникам практически невозможно. Но Владимиру Бортко удалось передать дух булгаковской повести, создав самый настоящий шедевр. Семь лет назад свершилась Великая Октябрьская революция. Страна находится в жутком экономическом кризисе, который разделил её на два лагеря — богатых толстосумов и нищих.

Профессор Преображенский, светила мировой науки, единственный, кого не коснулась рука экспроприаций и преследования властей. Он один проживает в многокомнатной квартире, имеет прислугу и занимается своими любимыми опытами. Последствиями одного из них и стало появление на свет необычного человека — Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Когда-то он был простой дворнягой по кличке Шарик, но скальпель профессора превратил его в мерзкого и похотливого человечка, грубого и неотёсанного. Преображенский не раз задавался вопросом — как из приятного и доброго пса могла получиться такая отвратительная личность?

10. «Кавказская пленница» 1966 (реж. Леонид Гайдай)

Кавказская пленница 1966 (реж. Леонид Гайдай)

Наш старый знакомый Шурик, закончив наконец-таки университет, отправляется на Кавказ, чтобы задокументировать местный фольклор — песни, тосты, обычаи и так далее. Здесь он знакомится с очаровательной девушкой по имени Нина, в которую наш герой просто не мог не влюбиться. Вскоре Шурику предлагают принять участие в древней, как сами горы, традиции — воровстве невесты. Парень с радостью соглашается — ведь именно за этим он и приехал на Кавказ!

Правда, его сильно расстроил тот факт, что невестой, которую необходимо выкрасть, является его новая знакомая Нина. Оказав помощь банде негодяев, Шурик узнаёт, что Нину похитили без её ведома. И тогда несчастный парень бросается на выручку своей любимой, спрятанной в доме партийного работника по фамилии Саахов.

11. «Берегись автомобиля» 1966 (реж. Эльдар Рязанов)

Берегись автомобиля 1966 (реж. Эльдар Рязанов)

Юрий Деточкин работает простым страховым агентом. В свободное от службы время он с удовольствием принимает участие в самодеятельном театре, который недавно замахнулся на «Уильяма нашего Шекспира». Но никто не знает, что этот тихий и спокойный человечек ведёт двойную жизнь. Заключая страховые договора с владельцами автомобилей, Деточкин выбирает себе очередную жертву. А ночью, под покровом темноты, он ворует у них дорогие машины.

Но в защиту Деточкина хочется сказать, что он ещё не разу не обогатился за счёт чужих машин. Все деньги, вырученные с продажи автомобилей, он пересылает на счёт детского дома. И неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы поисками Деточкина не занялся следователь Подберёзовиков. Тоже, кстати, игравший вместе с ним в одном театре.

12. «Человек с бульвара Капуцинов» 1987 (реж. Алла Сурикова)

Человек с бульвара Капуцинов 1987 (реж. Алла Сурикова)

Мистер Фёст был первым человеком, который принёс чудо синематографа в глухой посёлок на Диком Западе. Под свист пуль и полёт стрел, под звуки драки и вульгарные песенки он приобщает зачуханных ковбоев к великому искусству. И, как это не странно, у него получается. Пьяницы и дебоширы, насмотревшись добрых и смешных картин, начинают исправляться, превращаясь на глазах в добропорядочных джентльменов. Здесь мистер Фёст находит свою любовь — очаровательную певичку мисс Диану Литтл.

Но вместе с друзьями, такими, как Билли Кинг, у миссионера кино появляются и заклятые враги в лице местного пастора Адамса и содержателя салуна Гарри МакКью. Они будут всячески вредить бедному мистеру Фёсту, предпочитая сами владеть умами грубых ковбоев. Ведь религия и виски способны многим замутить рассудок.

13. «Золотой телёнок» 1968 (реж. Михаил Швейцер)

Золотой телёнок 1968 (реж. Михаил Швейцер)

Остап Бендер, чудом выживший после того, как Киса Воробьянинов перерезал ему горло опасной бритвой, не оставляет надежды обогатиться за чужой счёт. А пока его мечта о поездке в Рио-де-Жанейро находится в разряде несбыточных, он промышляет мелкими афёрами, выдавая себя за сына лейтенанта Шмидта. Именно в этой роли он знакомится с ещё двумя жуликами — Шурой Балагановым и Паниковским.

Вместе они собираются провернуть большое дело — ограбить подпольного миллионера по фамилии Корейко. Этот скромный бухгалтер, отказывающий себе во всём и считающий каждую копеечку, умудрился сколотить неплохой капитал, обкрадывая государство на огромные суммы. Тяжело будет «великому комбинатору» и его подельникам вывести на чистую воду такого матёрого жулика, как Корейко, но они не унывают и верят в то, что очень скоро будут гулять по Рио-де-Жанейро в белых штанах и в окружении смуглых красоток.

14. «Формула любви» 1984 (реж. Марк Захаров)

Формула любви 1984 (реж. Марк Захаров)

Пожалуй, лучший фильм Марка Захарова, растасканный народом на цитаты. Прибывший в Россию известный маг и волшебник Джузеппе Калиостро даёт единственное представление для местного дворянства и знати. Ловко обокрав их, он торопится скрыться, убегая от преследующих его агентов тайной канцелярии. Но в российской провинции его карета ломается, и граф вместе со своей свитой вынужден остановиться в поместье Федяшевых.

Хозяин дома, молодой и романтичный юноша, влюблён в мраморную статую и просит Калиостро оживить её. Пока граф готовится к волшебному превращению, молодой помещик влюбляется в его прелестную спутницу Марью Ивановну, с помощью которой Калиостро пытался открыть секрет формулы любви. И что делать Федяшеву, если иностранному магистру удастся явить миру чудо в виде обрётшей плоть статуи?

15. «Не может быть!» 1975 (реж. Леонид Гайдай)

Не может быть! 1975 (реж. Леонид Гайдай)

Несмотря на то, что рассказы, по которым снят этот фильм были написаны Михаилом Зощенко почти сто лет назад, их темы актуальны и по сей день. В фильме, состоящем из трёх новелл, рассказывается о взяточничестве, коррупции, духовной и моральном падении некоторых граждан, неограниченном пьянстве и отсутствии каких-либо принципов. В первой новелле рассказывается о заведующем магазином Горбушкине, проживающем на нетрудовые доходы. Однажды его вызывают в милицию, а его любимая жена и шурин готовятся к неизбежной конфискации имущества.

Во второй новелле речь пойдёт о сложностях семейной жизни и неверных супругах. Третья история покажет современную свадьбу без каких-либо прикрас. Жених по фамилии Завитушкин сделал предложение Катерине, которую ни разу не видел без верхней одежды. А когда пришло время жениться, он не может признать свою будущую супругу среди толпы приглашённых на свадьбу гостей.

16. «Здравствуйте, я ваша тётя!» 1975 (реж. Виктор Титов)

Здравствуйте, я ваша тётя! 1975 (реж. Виктор Титов)

Безработный и не имеющий постоянного места жительства Бабс Баберлей, спасаясь от преследующих его полисменов, наряжается в женскую одежду и попадает в дом, где Джеки Чесней и его друг Чарли Уэйкем ждут тётю Донну Розу д’Альвадорес, миллионершу из Бразилии. Молодые люди влюблены в двух милых девушек, опекунами которых является судья Кригс, не желающий в ближайшее время расставаться со своими обожаемыми племянницами.

Джеки и Чарли надеются, что тётя сможет уговорить неприступного судью выдать девушек замуж. Но вместо тёти им на глаза попадается Бабс. Именно его предприимчивые парни и собираются выдать за долгожданную тётю Розу. Вот только их ждёт некая проблема. Даже, две. Одна — это отец Джеки, полковник Френсис Чесней. А вторая — это судья Кригс. Оба мужчины решили покорить сердце лже-тёти, позарившись на её немалое состояние.

17. «Девчата» 1961 (реж. Юрий Чулюкин)

Девчата 1961 (реж. Юрий Чулюкин)

Тося Кислицына выросла в детском доме, где привыкла на всё смотреть проще, а последним делиться с подругами. После поварских курсов она попадает в небольшой сибирский посёлок, где проживают лесорубы. Там она знакомится с местным сердцеедом по имени Илья, бригадиром лучшего отряда лесорубов. В свободное от работы время Илья занимается тем, что ухаживает за немногочисленными находящимися в посёлке девушками.

И своей следующей жертвой он избрал Тосю, поспорив с друзьями, что сможет влюбить её в себя в самое ближайшее время. Вскоре Тося, находящаяся на седьмом небе от счастья и по уши влюблённая в Илью, узнаёт, что стала объектом пари. Она решает порвать с чересчур самоуверенным парнем, но Илья понимает, что не может дальше жить без строптивой «пигалицы».

18. «Деловые люди» 1962 (реж. Леонид Гайдай)

Деловые люди 1962 (реж. Леонид Гайдай)

Создаётся такое впечатление, что творчество О’Генри в Советском Союзе ценили сильнее, нежели на его родине, в Соединённых Штатах Америки. Во всяком случае, любили его не меньше и ставили в один ряд с Джеком Лондоном и Марком Твеном. Наверное это потому, что юмор О’Генри очень близок по духу русской душе. Фильм состоит из трёх законченных историй. В первой рассказывается о том, как сложилась судьба у членов гангстерской банды, решивших ограбить почтовый поезд. Во второй истории речь пойдёт о квартирном воришке, который влез в дом почтенного мужчины.

Но вместо того, чтобы обчистить его, как липку, нашёл общую тему для разговора с хозяином. Последняя новелла является своеобразным апофеозом картины. В ней говорится о двух головорезах, решивших выкрасть сына деревенского воротилы, чтобы затем потребовать у него выкуп. Вот только мальчишка оказался не так прост. И вскоре горе-киднепперы поняли, что легче с головой залезть в улей с дикими пчёлами, нежели обуздать непослушного ребёнка.

19. «Старый новый год» 1980 (реж. Олег Ефремов)

Старый новый год 1980 (реж. Олег Ефремов)

Новогодних фильмов существует более, чем достаточно. А вот «староновогодних» практически нет. И, слава Богу, что есть на свете данная картина, которая поможет скоротать время в непонятный для иностранцев, но так любимый русскими людьми праздник. В только что построенный многоэтажный дом накануне Старого Нового года въезжают две семьи. Себейкины — потомственные работяги, которые от души радуются каждой добытой дефицитной вещи.

Полуорловы — семья интеллигентов. Её глава, Пётр Полуорлов, возвращается домой в скверном расположении духа. На него напала хандра. Он уверен, что прожил жизнь зря. Что все те блага цивилизации, которые он добыл для своих родственников — это совсем не то, ради чего стоило жить. Его тёзка, Пётр Себейкин, также рассорился с домочадцами, которые не оценили его страсти к предметам роскоши. Хлопнув дверями, два Петра покинули свои квартиры, чтобы найти общий язык и поговорить по душам в местной бане.

20. «Любовь и голуби» 1984 (реж. Владимир Меньшов)

Любовь и голуби 1984 (реж. Владимир Меньшов)

Больше всего на свете Василий Кузякин любит свою семью, работу и голубей, которых, подобно мальчишке, может гонять с утра до вечера. Однажды он заработал производственную травму, и был премирован бесплатной путёвкой на юг. Там, плескаясь в тёплой водичке, он заводит роман с сотрудницей ИТР Раисой Захаровной, вместе с которой и возвращается в родную деревню.

Вот только не к себе домой, а в модную квартиру новой знакомой. Жена Василия, простая русская женщина по имени Надя, болезненно воспринимает предательство мужа, позарившегося на продвинутую и острую на язычок Раису Захаровну. Дело может закончиться шумным разводом, если Кузякин не одумается и не возьмётся за голову.


Но вот и всё, товарищи! Приятно было с вами поделиться.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *