Советский РАФ-2203
Серийный автобус особо малой вместимости РАФ-2203 «Латвия» (латыш. RAF-2203 Latvija) (1976-1987г.г. —РАФ-2203;1987-1997 г.г. —РАФ-22038),выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Микроавтобусы этого типа широко использовались как маршрутные такси,автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта вплоть до середины 90-х годов,затем в России были постепенно вытеснены «ГАЗелями»,а в Латвии —микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.
В 1976 г. в городе Елгава под Ригой был введен в строй новый завод имени XXV съезда КПСС,рассчитанный на производство 17 тысяч автобусов в год и приступивший к изготовлению 11-местных 95-сильных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия»на агрегатах легковой «Волги»ГАЗ-24.
Четырехдверная модель с передовым для того времени дизайном сохранила основные конструктивные особенности предшественника —РАФ-977ДМ. Тем более что основным донором агрегатов осталась «Волга»,но уже модели ГАЗ-24. На базе этого несколько более комфортабельного микроавтобуса получили распространение маршрутные такси и кареты скорой помощи. Малыми партиями производили также 8-местный вариант «Люкс»,который иногда доставался в личное пользование многодетным семьям. Были и другие редкие специсполнения типа финских реанимобилей ТАМРО на базе РАФ. В 1987 году вслед за горьковской «Волгой»ГАЗ-24-10 была освоена модернизированная модель РАФ-22038,которая унаследовала от «донора»двигатель ЗМЗ-402 (-4021) и двухконтурную систему тормозов. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями,а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038,демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в 1984 году в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки,но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (тринадцать человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства.
РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом и фактически единственным отечественным,не считая импортных «Ныса»и «Жук»,а так же полноприводного УАЗ-452В который выпускался на Ульяновском автозаводе в относительно небольшом количество и в основном поставлялся на экспорт.
У заводской модификации микроавтобуса,предназначенной для работы в режиме маршрутного такси,сидения располагались по бокам салона,в то время как в модификации,предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси,поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений.
Длина РАФ-2203 составляла те же 4,9 метра,что и у 977-й модели,но ширина увеличилась аж до 2,035 метров,что сделало салон заметно просторнее. По умолчанию салон по-прежнему комплектовался десятью сиденьями. Одиннадцатый пассажир мог ехать рядом с водителем. Двенадцатый же в нарушение всяких правил мог усесться на моторный отсек и ехать спиной вперёд до тех пор,пока не освободиться какое-нибудь сиденье.
Несколько слов о недостатках конструкции автобуса. Проблемы эксплуатации этой модели были связаны с расположением тяжелого двигателя над передним мостом,непосредственно между водительским и пассажирским сиденьями,что при плохой развесовке по осям вело к постоянным пробоям и,как следствие,выходу из строя передней подвески,а также отвратительной управляемости на скользкой дороге,чему в немалой степени способствовали и барабанные тормоза всех колес. Все недостатки двигателя ЗМЗ в более тяжелом и,как правило,всегда полностью загруженном микроавтобусе проявляются значительно раньше и досаждают сильнее (например,расход топлива и масла,перегрев в жаркую погоду,вибрации и т.д.). К общеизвестным недостаткам вагонной компоновки вообще,как-то:неудобному входу и выходу с водительского места,фактическому отсутствию пассивной защиты спереди,усложненной конструкции рулевого механизма и привода коробки передач,повышенному уровню шума и загазованности в салоне —добавлялись еще и «специфические»проблемы качества комплектующих и сборки,особенно если учесть,что львиную долю деталей для производства РАФ получал от смежников со всего Союза.
Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ,где появился более современный аналог —«ГАЗель»Горьковского автозавода.
Автор статьи:Владимир
Опубликовано:02.08.2014
Обновлено:01.08.2014
После распада Советского Союза действовавшие прежде стандарты окраски специальных автомобилей утратили свою силу,поэтому поздние машины скорой помощи РАФ-22031-01 окрашивались заводом в свободном стиле. Как правило,на полностью белый или — реже — жёлтый кузов наносилось несколько красных крестов