Особенности культуры советского периода
Культура советского периода имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, начиная с 20-х годов, власть начала бороться с безграмотностью. Строились школы (образование стало бесплатным), открывались профессиональные училища, университеты. Народ начал массово приобщаться к культуре. Возникла необходимость в доступности литературы, вследствие чего начали открываться библиотеки. А с другой стороны вся культура была подчинена советской власти и присущей ей тоталитаризму. Все направления культуры того времени проходили цензуру, где цензорами являлись представители «верхушки» КПСС.
После революции 1917
После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения.
Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство. Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).
Культ личности Сталина
30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты.
Всем деятелям искусства предстояло сделать выбор: или творить в стиле социологического реализма, или «писать в стол», или мигрировать за рубеж. Тем, кто сделал свой выбор в пользу третьего, предстояло бежать из СССР. Советская власть вынуждала покидать деятелей искусств, не вписывающихся в рамки тоталитарной концепции советской власти. Репрессировали всех, чей талант не был на службе у властей. Начало было положено Лениным и его «философскими пароходами». Уезжая, они подписывали бумагу о не возвращении, тому, кто возвращался, грозил расстрел. В 90 процентов – это была вынужденная миграция. Большинство эмигрантов (деятелей искусств), являясь редкими и думающими людьми остались за «железным занавесом». Список этих людей огромный, вот некоторые из писателей: В. Набоков, Б. Зайцев, И. Бунин, И. Бродский, В. Войнович, И. Шмелев, Н. Тэффи, Б. Поплавский и многие другие. Официальную литературу в СССР представляли: М. Горький, Д. Фурманов, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Н. Толстой и др. Немало и таких кто «писал в стол» (их публикации увидели свет после 1980 г.): А. Ахматова, М. Цветаева, А. Солженицын, М. Булгаков, Б. Пастернак и др. Надо сказать, что литература в 30-х гг. претерпевала застой. Стали закрываться творческие группы и кружки, а появился «Союз писателей», в который нужно было вступать всем вынужденно.
Стоит отметить, что многие произведения искусства в СССР, идентичны германским. Пример из кино: «Лени Рифеншталь» и «С. Эйзенштейн». Музыка: «Советский марш» и нацистский «Herbei zum Kampf..». Происходили множественные заимствования.
Взгляды на архитектуру советскими властями было неоднозначно. С одной стороны в 30-е годы разрушались памятники архитектуры, такие как Храм Христа Спасителя, Сухарева башня и др. А с другой стороны, на протяжении всего советского периода развитие архитектуры соответствовала мировым тенденциям: конструктивизм 20-х присутствовал во всем мире (Мельников, Татлин). Чечулин: гостиница «Россия», Кремлевский дворец съездов. Массовое жилищное строительство (хрущевки, сталинки) решили проблему отдельного жилья, что соответствовало всем мировым тенденциям.
После революции 1917 года Лениным закрываются частные театры, они становятся государственными. Сценическое искусство советского времени развивали: В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов и др. Сначала по всем странам СССР открываются театры разных народов для просвещения масс.
Это время дало миру таких ярких композиторов, как Губайдуллина (муз. к мультфильму «Маугли»), Шнитке, Шестакович, Прокофьев. В любой цивилизованной стране мира знают эти фамилии. Все они внесли огромный вклад в мировое искусство.
Кинематограф стал самым массовым искусством. В картинах тех лет выражалось сознание людей. Выходили как художественные, так и документальные картины. В художественных картинах преобладала историко-революционная тема: «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и др. Выходили фильмы про воспитание советского поколения: «Путевка в жизнь». В это же время заложили фундамент детского и юношеского фильмов. Нужно не забывать и о советских мультфильмах. В 1935 году в СССР была открыта студия «Союзмультфильм». Первыми мультипликационными картинами стали: «Часовые полей», «Каштанка», «Снежная королева». С развитием техники стали появляться объемные мультфильмы, такие как «Крокодил Гена» и мультфильмы в плоском стиле «Малыш и Карлсон». Мировыми шедеврами считаются советские мультфильмы, которые выходят в это же время: «Маугли», «Вини Пух», «Ну погоди». В 80-х годах появляются: «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», которые были выполнены из пластилина.
Автор статьи: Владимир
Опубликовано: 12.12.2016
Обновлено: 19.12.2016