Советские вестерны
В советское время люди также любили развлечения, как и сейчас. Не нужно думать, что тогда по телевизору можно было увидеть только идеологически выверенные фильмы. Приключенческие картины также приветствовались и снимались в достаточном объеме.
Жанр «истерн»
Вестерн известен и любим миллионами зрителей во всем мире. Изначально ему было свойственно четкое обозначение противостояния хороших и плохих персонажей. Постепенно эта заданность потеряла четкость и отрицательные герои нередко начали заслуживать доверия, а положительные оказывались вовсе не так уж добропорядочны.
Герой такой ленты обычно не слишком идеален, но он всегда стоит за правду и готов прийти на помощь по первому зову. Чем-то он напоминает странствующего рыцаря, также не имеющего в жизни определенной цели, кроме борьбы со злом. Зачастую подобный персонаж вовсе не стремится соблюдать законы, а действует согласно своим собственным взглядам на мир.
Истерн в чем-то соответствует этим канонам, но во многом и отличается. На Западе он даже назывался «красный вестерн», что было сопоставило с итальянским «спагетти-вестерном». Основным различием направлений было подложение под сюжет событий времен гражданской войны или революции.
Поэтому искусствоведы впоследствии добавили термин «историко-революционный фильм».
Такие картины были реалистичными, герой не мог противостоять властям, а действие никогда не переносилось, например, в салун. Но сюжет был столь же стремительным, персонажи много стреляли, а добро в конце всегда торжествовало.
Действие разворачивалось на отдаленных территориях, в которых не было еще установлено торжество официального закона.
Море и пески
«Белое солнце пустыни» (1969) было снято режиссером В. Мотылем по сценарию В. Ежова и Р. Ибрагимбекова.
Действие фильма происходило в первой четверти прошлого века. Красноармеец Сухов возвращается домой с войны, но по пути наталкивается на оставленный басмачом гарем. Его обитательницы отныне являются советскими гражданками и должны быть освобождены. Но местный авторитет защищает своих супруг.
Зрителей в этой картине привлекала ироничность сюжета и отсутствие пафосности, а великолепная музыка И. Шварца и песни на стихи Б. Окуджавы придавали ей дополнительную яркую окраску.
В главных ролях были заняты А. Кузнецов, К. Кавсадзе, П. Луспекаев, С. Мишулин, Т. Ткач и другие известные актеры. Съемки проходили в Ленинградской области и на берегу Каспийского моря под Махачкалой. Некоторые сцены были сняты в Туркменистане.
Работа шла тяжело и многое приходилось переделывать. Неизвестно, что получилось бы в результате, но в дело вмешался Генеральный секретарь СССР Л. Брежнев. Он очень любил кино и с нетерпением ждал показа. Накануне 7 ноября ему принесли отснятый материал и он пришел от него в восторг. Фильму был дан зеленый свет.
А. Леонов даже выпросил его для показа в Звездном городке. Затем демонстрация этой картины стала традиционной при запуске очередного корабля. Считается, что она является оберегом для космонавтов, так как после ее просмотра еще ни один из них не погиб.
Интересной особенностью ленты было то, что в роли жен Абдуллы практически не было восточных женщин. Хафизу вообще сыграла латышская актриса. Эпизоды не укладывались в рабочий график исполнительниц и они быстро уезжали. Поэтому в ряде сцен их заменили солдаты.
В 1997 г. на звездной карте Венеры ряду кратеров были даны имена супруг Абдуллы. Верещагин же впоследствии стал воплощением героя таможни и ему даже было установлено несколько памятников.
Грабеж и шпионаж
Даже в наши дни «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) смотрится на одном дыхании. Фильм стал дебютной работой режиссера Н. Михалкова по написанному им с соавторстве с Э. Володарским роману «Красное золото».
Сюжет вполне соответствует духу вестерна: ограбление поезда, везущего золотой запас для голодающих. Действие происходит где-то в российской глубинке вскоре после окончания гражданской войны. Большинство сцен было снято под Грозным и в долине реки Аргун. Отец режиссера, которым был известный поэт С. Михалков, являлся депутатом от Чечено-Ингушетии.
В истории также присутствует и параллельная линия, касающаяся перипетий судьбы главного героя и тесно связанная с поиском шпионов. В целом такой сценарий было бы не стыдно предложить даже Голливуду.
Роли исполнили Ю. Богатырев, А. Кайдановский, А. Калягин, Н. Михалков и т.д. Многие сцены требовали присутствия каскадеров, но местные джигиты с легкостью обставляли приезжих асов в скачках и трюках с лошадьми.
Режиссеру очень трудно было заставить мягкого по характеру исполнителя главной роли Богатырева ударить врага. И только после разъяснений, что удар наносится не приятелю, а белогвардейской сволочи, он сумел выполнить положенные действия.
Зрителей в ленте привлекала динамичность, редкое обаяние даже отрицательных персонажей, таинственность и запутанность ситуации и явное сходство с западным кино. Великолепную музыку, которая не устарела и в наши дни, написал известный композитор Ю. Артемьев. Он признавался, что при создании фильма он так вдохновился, что мелодия сама вышла у него из-под пальцев.
Западная окраина
Еще одним великолепным образцом жанра является «Никто не хотел умирать» (1965). Картина была снята раньше появления жанра истерна. Но, по существу, она и сейчас является ярким его воплощением.
Лента создана на Литовской киностудии режиссером В. Жалакявичюсом. Сюжет ее также связан с поиском шпионов и согласно канонам «красного» жанра посвящен борьбе с «лесными братьями». Из самых никудышных граждан села выбирается «шериф», то есть председатель колхоза. На него и ловят бандитов.
Роли были исполнены Р. Адомайтисом, В. Артмане, Д. Банионисом, Ю. Будрайтисом, А. Масюлисом, Л. Норейкой и пр.
Зрители, как зачарованные, следили за стремительной сменой событий. Они заставляли забыть, что кино посвящено сложности установления советской власти в Литве. Фильм на подобную тему вряд ли многие захотели бы посмотреть, но придание ему сходства с вестерном делало ситуацию очень занимательной. Сейчас сложно себе представить, но Литва в представленные в картине времена являлась именно фронтиром, то есть далекой окраиной страны. Поэтому все, что там происходило, было абсолютно хаотичным и нерегулируемым.
Не каждая снятая в СССР лента становилась явным конкурентом традиционному западному вестерну. Никому не удастся сравняться с шедеврами Д. Дэйвса «В 3.10 на Юму» (1957), Д. Стерджеса «Великолепная семерка» (1960) или С. Леоне «Однажды на Диком Западе» (1968). Но в советском кино были заложены основы сюжета, который используется и в наши дни. Именно он придает исторической действительности захватывающие черты и заставляет молодое поколение больше интересоваться прошлым своей страны.