История появления революционного Матроса и Краснофлотца в московском метро
Заказ на оформление станции метро «Площадь революции»
Матвей Манизер – советский скульптор, народный художник СССР, а также лауреат трех Сталинских премий, в середине 1930-х годов получил предложение о выполнении крупного и крайне престижного заказа по оформлению тогда еще строившейся станции метро «Площадь революции» в столице. Скульптору предстояло создать около двух десятков статуй, которые бы символизировали и отображали в полной мере историю советского государства. Манизер понимал, что не справится в одиночку, поэтому он привлек к своей работе студентов Ленинградской Академии художеств, где в то время сам преподавал скульптуру.
История создания скульптур
Не все было так просто. Скульптору и его студентам прошлось осуществить достаточно непростой план, устанавливая скульптуры на станции с достаточно низкими потолками и арками. Только изваяния детей были вписаны в общий вид станции метро в полный рост. Изваяния же пограничника, моряков, крестьян, рабочих, птичницы и т.д. были изготовлены авторами в положении сидя либо сгорбленными, либо вовсе в положении на коленях.
Вскоре по Москве поползли слухи о том, что эти изваяния отображают реальное положение людей в России после революции. Многими было озвучено желание разобраться с авторами этих работ и наказать их. Однако все эти недовольства и призывы к разбирательствам скоро утихли. Это случилась на открытии станции, которое произошло в марте 1938 года. На открытие приехал сам Сталин. Увидев скульптуры, он произнес лишь одну фразу, которая заставила всех замолчать: «Как живые!».
Самые яркие скульптуры и их прототипы
На фоне всего разнообразия изваяний на станции метро «Площадь революции» особенно выделяются «Краснофлотец» и «Матрос». Выделяются на общем фоне они тем, что невероятно интересно сложилась судьба натурщиков, с которых и ваялись эти самые статуи.
Для того, чтобы изобразить матроса, Манизер посещал училище им. Фрунзе, где абитуриенты обучались военно-морскому делу. Ему пришлось провести в стенах училища один день. Во время своего пребывания в училище скульптор наблюдал за курсантами.
Вскоре нужный типаж моряка был найден. Им стал курсант Никитенко. После того, как он был отобран скульптором, ему поступила настоятельная рекомендация начальства посетить Академию художеств. В дальнейшем курсант был вынужден посещать Академию полгода для того, чтобы позировать.
Позднее скульптор признался, что подтянутость и выправка курсанта шли вразрез с воображаемым образом, также другим был и костюм. Однако они смогли прийти к консенсусу, и это не стало препятствием для работы.
Интересна и судьба натурщика. Натурщиком для скульптуры «Краснофлотца» послужил Олимпий Рудаков. История этого натурщика также сложилась очень интересно. Во время своей службы он стал капитаном I ранга. Помимо этого, именно Олимпий присутствовал на коронации Елизаветы II, королевы Великобритании. Рудаков даже был удостоен части станцевать с королевой вальс.
Так сложилась судьба этих двух уникальных людей, которые помогли своим товарищам сделать станцию метро в Москве одной из самых красивых в мире. Обе скульптуры, прототипами которых стали Рудаков и Никитенко, являются самыми популярными на станции «Площадь революции» и в целом во всем метро в Москве.