МАЗ МВУ-30 — уникальная спецтехника

МАЗ МВУ-30 - уникальная спецтехника

Советский Союз технологически старался быть первым во всем. Даже в технических экспериментах, выпуская с завидной периодикой прототипы, которые были не от мира сего. Одним из таких изделий в области автомобилестроения был трехколесный МАЗ сельскохозяйственного назначения с аббревиатурой МВУ-30, который создали конструкторы Минского автозавода. Минчане, кующие в недрах своих цехов преимущественно технику военного назначения, занялись выполнением поставленной задачи о выпуске автомобиля специализированного образца для сельского хозяйства и с февраля 1977 года уже была готова основная проектная работа чертежей машины для внесения удобрений. Ведущим конструктором назначено было Ивана Демидовича, который накопил массу опыта, будучи причастен к созданию ряда моделей 500-ой серии и более современных МАЗ-6422.

Спецтехника для сельского хозяйства

Казалось бы, в той же Белорусской ССР были ряд предприятий, который занимались непосредственно изготовлением сельхозтехники, но задумка была для них слишком технически сложна, потому что здесь пахло передовыми технологиями, находившимися только в военном ведомстве. Очередная задача «догнать и перегнать Америку» была с успехом выполнена в 1978 году и детище Минского автозавода под аббревиатурой МВУ-30 появилось на свет и прошло вполне успешные испытания в самой что ни на есть полевой обстановке. Удобрения рассеивались на порядок эффективней специализированного сельскохозяйственного трактора. Проходимость шасси машины была также на порядок выше существующих ей конкурентов. По сути конструкторы минчане взяли за основу существующий уже экземпляр, потому что советская машина для внесения удобрений с шириной разброса 30 метров была чрезвычайно схожа с так понравившимся председателю совмина БССР штатовским аналогом – BIG-A2500.

Спецтехника для сельского хозяйства МАЗ МВУ-30

Но отечественный разбрасыватель имел большую грузоподъемность — 8 тонн против 7 американских. Превосходил емкостью кузова, вмещая 6,9 кубических метров. Да и скоростные характеристики гиганта с восьми цилиндровым мотором доходили до 55 км/час. Основными достоинствами машины были арочные бескамерные шины низкого давления и жидкостно-механическая трансмиссия, которая позволяла держать стабильную скорость. Деформация грунта и посевов была значительно ниже за счет трехколесности конструкции. Все отлично, но цена, сложность в эксплуатации и банальная нехватка комплектующих не позволило поставить ее на конвейерный поток. В соотношении цена/качество/скорость МВУ-30 в три раза превосходил даже самолет АН-2, который выполнял эту работу с воздуха.

Кем создавался МАЗ МВУ-30?

Над проектом трудилось довольно много смежных предприятий: Минский тракторный конструировал гидравлику разбрасывателя удобрений, шинный Бобруйский — шины, сам же МАЗ делал только кабину, раму и мосты. Идею коробки-автомата отбросили практически в самом начале разработки: те, что изготавливались в СССР во Львове в корне не подходили по параметрам, а разрабатывать мощнее не входило в планы руководства из-за нереальных денежно-временных затрат. Механическая коробка передач Камского автозавода вполне подошла под мазовский концепт.

Кем создавался МАЗ МВУ-30

После одобрения в ходе испытаний машина МВУ-30 пошла в серийное производство. Чтобы хоть как то себя окупить, планировалось выпускать более 4800 единиц в год, но существующих мощностей в производстве не хватало. Вместо запланированного ярославского дизеля был утвержден камазовский 210-ти лошадиный, имевший на то время ряд недоработок, часто и густо ломающийся. Возможно, с более надежным ярославским мотором судьба мазовского детища сложилась бы иначе.

Печальный итог

В конце восьмидесятых и в начале девяностых столь перспективный проект, вмещавший в себе ряд довольно смелых и прогрессивных технологических идей, резко пошел на убыль — страна агонизировала, распадалась. Далеко идущие планы трехколесной конструкции МВУ-30 были остановлены на цифре 58 выпущенных экземпляров. В наше время пристально рассматривается вопрос о возрождении легендарного агрегата, который при грамотном экономическом расчете и технологическом подходе все же может быть вполне прибыльным.

Что стало с проектом МАЗ МВУ-30

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *